Отрывок из статьи журнала “Театр” от 21 января 2023:

Третьей и заключительной историей этого на редкость результативного вечера оказался «черный стендап» от Ивана Миневцева по пьесе Любови Страховой «Московский мусор». Колонны, которые делят авансцену на три части, снова оказались, кстати, так как героев – тоже три, и у каждого получилась своя маленькая сцена. Началось всё как чистый анекдот, хотя проблема в основе – самая что ни на есть серьезная и для России по-прежнему неизживаемая: гигантские свалки на полигонах вблизи больших городов (включая, кстати, и Питер, хотя в данном случае, драматург – из Ярославля). В перепалке мужа, который устроился работать на свалку столичного мусора под Яриком и считает, что вытащил счастливый билет (заграничные шмотки, которые столичные обитатели выбрасывают после первой стирки, «просрочка» из московских супермаркетов, etc), и глубоко беременной жены, которой не улыбается перспектива питаться и одеваться с помойки, что ни фраза, то практически Жванецкий. А актеры еще и физическое задание от режиссера выполняют: им надо перед репликой включить лампочку, висящую прямо над тобой, чтобы оказаться в подобающем жанру «круге света», а после реплики немедленно выключить. Упоминавшийся уже в этом тексте Иван Байкалов (Миша) крайне удачно работает с образом Иванушки-дурачка, которому по всем «традиционным» канонам вроде бы должно повезти, а Оксана Сырцова (Рита) поначалу смотрится почти что Василисой Премудрой, хотя местами увлекается и мудрость теряет – например, гипнотически заманчивой бизнес-идеей: из помоечных (почти новых) вещей шить совсем новые и продавать народонаселению. Появление Сереги – Максима Крупского – ходячей рекламы помоечного рая в брендовых шмотках и с двумя пакетами «просрочки» – превращает действие в игру «двое против одной», что в переводе на сюжет эскиза означает напирающий русский абсурд против здравого смысла и инстинкта второй жизни у беременной женщины. Наблюдать за этим поединком все еще довольно весело, но пьеса построена и сыграна так мастерски, что между фальстартом и стартом трагедии – то есть смертью с воскрешением (нажравшихся гнили приятелей) и смертью бесповоротной (воздушный шарик под платьем актрисы оглушительно лопается) проходит меньше минуты, даже вздохнуть облегченно не успеваешь. Тут можно еще добавить, чтобы сделать комплимент режиссеру Миневцеву, у которого «всё схвачено», что шарик (знак беременности) в прологе герой Ивана Байкалова надувает сигаретным дымом. Но важнее сказать, что этот искрометный эскиз на самом деле оказался не чем иным, как настоящей, не из школьных учебников, русской сказкой, у которой по определению не может быть хорошего конца“.

Жанна Зарецкая

Театральный критик, руководитель отдела культуры интернет-портала «Фонтанка.ру». Автор изданий «Вечерний Петербург», «Афиша», «Театральный Петербург». Арт-директор фестиваля «Театральный мост: Нева–Сайма». Лауреат театральной премии им. В.И. Стржельчика. Соучредитель Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв». Член экспертного совета премии «Золотая Маска».

Источник

© 2018 — 2025 ПЬЕСЫ ДЛЯ ТЕАТРА Все права защищены.