комедия для детей
Настя Карамелькина, ученица 4 класса
Кракозябра, директор
Абракадабра, завуч
Каляка-Маляка, учитель кале-малевания
Каракули, учитель грязнописания
Белиберда, учитель бессмыслицы
Бнопня, экзаменатор
Иероглиф, психолог
Ёгрик, помощник, бывший интерн
Голос учителя
Зюквы
Пролог
Настя Карамелькина сидит за партой.
Сверху сыплются листки из её тетради.
ГОЛОС УЧИТЕЛЯ. Карамелькина! Я твои сочинения с лупой должна читать? Или с переводчиком? Чтобы переводить с корявого языка на нормальный! Ни одного слова не понятно! Что это за каракули? Дожила до 4 класса, а писать не научилась! Это же не буквы, это зюквы! Первоклассники лучше пишут! Как тебя выпускать из начальной школы с таким почерком?! С такой калякой-малякой! Выбора мне не оставила! Придется тебя наказать и отправить на переобучение! Если простой учитель с тобой не справляется, то госпожа Кракозябра точно справится! Даю последний шанс для исправления в Спецшколе Кракозябры! Или остаешься на 2 год!
Вбегают Зюквы, надевают Насте Карамелькиной повязку на глаза и уводят в известном направлении.
Прибытие в Спецшколу
Зюквы приводят Настю в приемную залу Спецшколы Кракозябры, снимают повязку с глаз, кидают под ноги портфель и уходят.
Входят Ёгрик и завуч Абракадабра.
НАСТЯ. Отпустите меня! Не трогайте меня! Я буду кричать!
ЁГРИК. Зюквы просто выполняют свою работу. Они не причинят вам вреда.
НАСТЯ. Уже причинили! Притащили меня не пойми куда!
АБРАКАДАБРА. Добро пожаловать в Спецшколу Кракозябры! (разглядывает) Какая симпатичная гостья на этот раз! И наконец-то девочка, от хулиганов мальчишек я уже устал.
ЁГРИК (зачитывает). Настя Карамелькина. Ученица 4 класса. Прибыла в Спецшколу Кракозябры для прохождения инновационного курса по переобучению младших школьников. В анамнезе – большая проблема с почерком. Вот – личное дело.
АБРАКАДАБРА. (забирая личное дело) Ага, пишете, значит, непонятно?!
НАСТЯ. Нет у меня никакой проблемы! Нормально я пишу! Проблема у тех, кто читает!
АБРАКАДАБРА. Наш пациент!
ЁГРИК. Случай запущенный, но поддающийся лечению.
НАСТЯ. Сами вы пациенты! Куда я попала вообще? Кто вы такие? Какая еще Спецшкола?!
АБРАКАДАБРА. Простите, что не представились. Завуч Абракадабра – заместитель директора Кракозябры по переучебной части – к вашим услугам. А это мой помощник Ёгрик, наш недавний пациент, но теперь уже стажер – сотрудник на полставки. Вы находитесь в Спецшколе Кракозябры для принудительного переобучения.
НАСТЯ. Всё с вами ясно. Очередные фрики. Я же знаю, нет такой Спецшколы, училка меня просто пугала. И чего вы вырядились? Думаете, я поверю?!
Настя достает из портфеля телефон и пытается звонить.
АБРАКАДАБРА. Гаджеты на территории Спецшколы строго запрещены.
НАСТЯ. Мне как-то фиолетово на ваши запреты.
АБРАКАДАБРА. Что значит фиолетово?!
НАСТЯ. Параллельно, то есть.
ЁГРИК. Параллельно – это не перпендикулярно.
НАСТЯ. Да ты что?! Какой догадливый!
АБРАКАДАБРА. Вы никуда не дозвонитесь, на всей территории Спецшколы установлены глушилки.
НАСТЯ. Реально – поиск сети, связи нет! Как вы тут живете – без связи?!
ЁГРИК. У нас есть спецсвязь, внутренняя.
НАСТЯ. Дайте мне телефон! Мне надо позвонить домой! Меня будут искать родители!
ЁГРИК. Это запрещено!
АБРАКАДАБРА. Мы придумаем вам легенду. Вашего отсутствия никто не заметит.
НАСТЯ. Вы нарушаете мои права! Я напишу заявление в полицию.
АБРАКАДАБРА. Ваше заявление не примут!
ЁГРИК. Ваш почерк никто не разберет.
НАСТЯ. Я хочу домой! (кричит) Аааа, спасите, меня похитили!
АБРАКАДАБРА. Период адаптации продлится недолго, следует потерпеть. Скоро в Спецшколе вы почувствуете себя «как дома».
НАСТЯ. Я хочу домой – в мой настоящий дом!
АБРАКАДАБРА. Прошу внимания. Мы ознакомим вас с нашим инновационным переобучающим курсом. Наши учителя будут обучать вас кале-малеванию, грязнописанию и бессмыслице.
НАСТЯ. Что за бред?
ЁГРИК. Бессмыслица действительно похожа на бред. Но здесь научат вас в любой бессмыслице видеть смысл.
АБРАКАДАБРА. После переобучения необходимо пройти тест у экзаменатора Бнопни. Если тест пройдете успешно, получите сертификат и отправитесь домой. Если провалите тест, то курс придется повторить.
НАСТЯ. Давайте сразу с теста начнем. Я хочу пройти его экстерном! В чем-чем, а в грязнописании и бессмыслице мне равных нет!
АБРАКАДАБРА. К сожалению, подобный подход к переобучению невозможен. К тесту допускаются только слушатели курса.
НАСТЯ. Я хочу поговорить с вашей начальницей Кракозявкой! С ней мы точно договоримся!
ЁГРИК. Прошу прощения, но правильно говорить – Кракозябра!
АБРАКАДАБРА. С директором?! Это невозможно. У неё слишком много дел. Запишитесь на следующую неделю – в часы приема.
НАСТЯ. Какая еще неделя?! Тогда я объявляю забастовку! Пока не позовете эту злыдню, которая крадет чужих детей!
ЁГРИК. Госпожа Кракозябра не злая, а справедливая.
АБРАКАДАБРА. Имейте в виду, что за плохое поведение в нашей Спецшколе предусмотрены санкции.
НАСТЯ. Не боюсь я ваших санкций! Позовите Кракозявку!
ЁГРИК. Кракозябру!
НАСТЯ. (кричит) Кра-ко-зя-вка, вы-хо-ди!
АБРАКАДАБРА. Ёгрик, помоги освоиться ученице на новом месте, а мне пора на педсовет.
ЁГРИК. (Насте) Я к вашим услугам.
НАСТЯ. Ёгрика с собой заберите! Освоюсь без него как-нибудь.
Профессор Абракадабра уходит.
ЁГРИК. Без меня не получится. Я помогаю адаптироваться всем новичкам Спецшколы.
НАСТЯ. Мне никто не сможет помочь этапироваться…
ЁГРИК. Адаптироваться. То есть привыкнуть.
НАСТЯ. Слишком сложные слова.
ЁГРИК. Словарный запас – важное качество выпускника нашей школы. А поможет увеличить словарный запас регулярное чтение книг.
НАСТЯ. Мне уже скучно!
ЁГРИК. Простите.
НАСТЯ. Прощу, если перестанешь мне выкать!
ЁГРИК. Прости.
НАСТЯ. Замяли!
(Настя поет)
Пятой точке приключения
Я ищу который год.
Даже пере-обучение
Ни к чему не приведет.
Велика проблема с почерком!
Разве нет проблем острей?!
Тот, кто пишет неразборчиво,
Просто думает быстрей.
Не плыву я по течению,
Всё люблю наоборот
Делать. Пере-обучение
Ни к чему не приведет.
Часто пишут неразборчиво,
Врач, поэт и режиссёр.
Если есть проблема с почерком –
Разве это приговор?!
Входит Кракозябра с тростью. Она выглядит как самая обыкновенная бабушка. Кракозябра демонстративно роняет трость.
КРАКОЗЯБРА. Ёшкин-матрёшкин! Всё из рук валится. Внученька, помоги, подними тросточку бабушке!
НАСТЯ. (поднимая трость) Бабуля, ты откуда взялась на мою голову?
КРАКОЗЯБРА. Шла-шла по прошпекту и дошла. Длинный прошпект и шууумный! Ой, внученька, помоги мне через дорогу перейти.
НАСТЯ. Какие дороги, бабуля? Тут нет дорог! И проспектов нет!
КРАКОЗЯБРА. Нет дорог? Тогда помоги мне сумку на десятый этаж поднять. Я вон в той многоэтажке живу. А то тяжело, ой как тяжело…
НАСТЯ. Нет вокруг многоэтажек, бабуля. Ты потерялась?
КРАКОЗЯБРА. Потерялась! Конечно. Я потерялась. Вызови полицию, внученька, чтобы доставили меня домой.
НАСТЯ. Бабуля, боюсь тебя расстроить, но полиции здесь тоже нет.
КРАКОЗЯБРА. Что же делать? Какие там еще виды помощи бабушкам существуют? Клубок! У меня клубок запутался! Я вязала шарфик из шерсти, а нитки спутались. Помоги распутать?
НАСТЯ. Давай твой клубок, распутаю.
КРАКОЗЯБРА. Ой, а нет клубка. Был, но сплыл. Украли! Украли мой клубок! Помоги найти?!
НАСТЯ. Иди туда, откуда пришла, бабуль. Единственно верный путь.
КРАКОЗЯБРА. А откуда я пришла?
НАСТЯ. Сложный вопрос. Как будто из-под земли выскочила.
КРАКОЗЯБРА. Ну вот. Рано мне еще идти туда, откуда пришла. Не гони бабушку.
НАСТЯ. А дети или внуки есть у тебя? Позвони им! Есть у тебя телефон? Ой, тут же глушилки везде. Не знаю, чем тебе помочь. Варик один. Подожди немного, кто-нибудь тебя будет искать…
КРАКОЗЯБРА. Никто не будет меня искать! Никого у меня нет! Я сирота. И я очень хочу внучку. Будешь моей внучкой?
НАСТЯ. Ты что, бабуля? Какая из меня внучка? Ты же со мной с ума сойдешь! Моя родная бабушка не знает, как со мной бороться, а уж тебе и подавно не под силу.
КРАКОЗЯБРА. А я не буду с тобой бороться. Буду баловать тебя вкусняшками и подарками! Буду всё тебе позволять! Лишь бы ты была рядом.
НАСТЯ. А наказывать будешь, если я начну хулиганить? А я начну!
КРАКОЗЯБРА. Не буду наказывать, буду только хвалить!
НАСТЯ. Ха, ты думаешь, я поверю тебе? Меня все наказывают! И никто не хвалит!
КРАКОЗЯБРА. Бедная моя девочка.
НАСТЯ. Потому что я не могу не хулиганить.
(поет) Скучно жить не хулиганя,
Без веселья и свободы.
На домашние заданья
Тратить золотые годы.
Не гулять полдня с подругой,
Не записывать приколы,
А всегда идти по кругу:
Школа – дом, и снова школа.
Скучно жить не хулиганя,
Потакать несчастным взрослым:
Тем, что с фигою в кармане
Обещают с неба звёзды.
Не висеть полдня в онлайне,
Поглощая чипсы с колой.
А балансировать на грани:
Школа – дом, и снова школа.
КРАКОЗЯБРА. У меня до тебя были тут одни мальчики. А я так хотела внученьку. Чтобы вязать тебе носочки и варежки. Чтобы заваривать тебе чай с малиной, покупать игрушки и книжки, катать на аттракционах. И никогда-никогда не наказывать!
НАСТЯ. Честно-честно?
КРАКОЗЯБРА. Честно-пречестно.
Заходит Абракадабра.
АБРАКАДАБРА. Госпожа Кракозябра, простите, что вмешиваюсь в педагогический процесс…. Мы ждем вас на педсовете. Пора начинать заседание.
НАСТЯ. Кракозявка?! Главная злыдня прикинулась беспомощной бабулей!
КРАКОЗЯБРА. Ничего личного! Это часть педагогического процесса. Зато мы познакомились поближе!
НАСТЯ. Век бы тебя не знать!
КРАКОЗЯБРА. А я знакомству очень рада и надеюсь на плодотворное сотрудничество! (поет)
Нам подвластен каждый хулиган,
Метод: то кнутом, то сладким пряником.
Перевыполним учебный план:
Двоечника сделаем ботаником.
Разведем на небе тучи,
Солнце отразим в росе:
Всех детей переобучим,
Станут шёлковые все.
Если с обученьем траблы,
С воспитанием не оки,
Вам поможет Кракозябра
И её уроки!
Если жизнь берёт за жабры
И ведёт на грани фола,
Вам поможет Кракозябра
И её спецшкола!
Нам подвластен каждый обормот,
Метод: то пинком, то сладким манником.
Персональный мы найдем подход:
Двоечника сделаем ботаником.
Разведем на небе тучи,
Солнце отразим в росе:
Всех детей переобучим,
Станут шёлковые все.
Настя достает телефон и снимает песню Крокозябры.
КРАКОЗЯБРА. Не бойся меня, Настенька, я не злая, я добрая! И моё предложение в силе! Стань моей внучкой! Даю время подумать, а пока пошла на педсовет.
Абракадабра и Кракозябра уходят.
НАСТЯ. А ты всё знал и молчал.
ЁГРИК. (пожимая плечами) Госпожа Кракозябра – мой работодатель.
НАСТЯ. Все вы тут – одного поля ягоды.
ЁГРИК. Где ягоды?
НАСТЯ. Ёгрик, помоги мне сбежать. Я тебя отблагодарю! Да и сам ты неужели не хочешь на свободу?
ЁГРИК. Так я свободен. Никто меня не держит. Я сам вызвался помогать перевоспитывать сложнохарактерных детей и сбившихся с пути взрослых.
НАСТЯ. Взрослых сюда тоже привозят?
ЁГРИК. Я сам сюда почти взрослым попал.
НАСТЯ. А кем ты раньше был, до Спецшколы?
ЁГРИК. Интерном.
НАСТЯ. Ха! Интернетом?
ЁГРИК. Нет, интерн – это молодой врач, то есть стажер. Но у меня был очень плохой почерк, да и вел я себя не лучшим образом. Видео из операционной снимал и в интернет выкладывал, нарушая врачебную тайну. Стыдно вспоминать… Тогда главврач и определил меня в Спецшколу для улучшения почерка и повторного изучения врачебной этики.
НАСТЯ. Ничего не понимаю. Разве можно перевоспитать кого-то?!
ЁГРИК. Меня же перевоспитали. Главное – стратегия и тактика.
НАСТЯ. Признайся честно, тебя здесь били?
ЁГРИК. Нет.
НАСТЯ. Пытали?
ЁГРИК. Нет.
НАСТЯ. Голодом морили?
ЁГРИК. Нет же, хорошо кормили.
НАСТЯ. Ничего не понимаю.
ЁГРИК. Книги заставляли читать.
НАСТЯ. Вооот. Что может быть хуже?! Но меня не заставят! Я читать не буду даже под дулом пистолета! Своё уже начитала в начальной школе! Нет в этих книгах ничего хорошего! Черного Бима с белым ухом отловили, Каштанку на задних лапах ходить заставили, Му-му вообще утопили.
ЁГРИК. А как дед Мазай зайцев спас, забыла?
НАСТЯ. Это исключение из правила.
ЁГРИК. Здесь огромная библиотека! И много разных книг! Есть добрые, с хорошим концом, даже свадебным. «И я там был, мёд-пиво пил…»
НАСТЯ. Ага, «по усам текло, а в рот не попало»! Знаем, проходили!
ЁГРИК. Пойдем, я проведу тебе экскурсию по Спецшколе. Покажу библиотеку, учебные классы.
НАСТЯ. Лучше столовку покажи. Есть хочу – жуть как!
ЁГРИК. А столовая сейчас не работает, её открывают три раза в день – по расписанию.
НАСТЯ. Как можно есть – по расписанию? Да и вообще – где мне взять колу и чипсы, я без них долго не протяну! Хотя бы конфетку! Я долго в этой тюрьме не выдержу… Ёгрик, давай сбежим! Ты всё здесь знаешь. Помоги мне!
ЁГРИК. Это невозможно. Попытки уже предпринимались, но никому не удалось. Спецшколу охраняют Зюквы.
НАСТЯ. Ёгрик, давай что-нибудь придумаем. Я хочу на свободу. Почерк – это же пустяк.
ЁГРИК. Учёные говорят, что почерк отражает внутренний мир человека.
НАСТЯ. Нет у меня никакого внутреннего мира.
ЁГРИК. Поэтому и почерк плохой.
НАСТЯ. Учёным заняться нечем! Ёгрик, а ты разве не хотел стать учёным?
ЁГРИК. Раньше хотел. Но теперь нашел призвание здесь – помогаю людям.
НАСТЯ. Какая же это помощь! Ты здесь вредишь людям. Палкой внутренний мир человеку не создашь! Человек должен сам захотеть.
ЁГРИК. Поэтому и существует Спецшкола. Чтобы направлять.
НАСТЯ. Но ты должен приносить пользу человечеству как учёный. А не хулиганов без внутреннего мира обхаживать. Можно прыгнуть со стула, и это будет полётом. А можно создать самолет или ракету, и это совсем другой полет.
ЁГРИК. Ты манипулируешь моими амбициями.
НАСТЯ. Что?! Я просто пытаюсь тебя вернуть тебе же. Давай сбежим! Хватит предавать себя! Нам обоим здесь не место!
ЁГРИК. Но меня никто не держит.
НАСТЯ. Так побежали!
ЁГРИК. Я не хочу.
НАСТЯ. Ты боишься трудностей! Ты боишься внешнего мира, поэтому всем рассказываешь про внутренний мир! Одно другому не помеха. Дома сидеть, конечно, легче. Только подумай, сколько возможностей ты упускаешь! Ты хотел стать врачом! Изобрести лекарство от всех болезней. В том, что люди часто болеют, теперь есть и твоя вина.
ЁГРИК. Есть один вариант, как можно сбежать.
НАСТЯ. Ну! Говори же!
ЁГРИК. Ты должна получить пятерки по всем предметам.
НАСТЯ. Какие пятерки?!
ЁГРИК. Оценку «отлично».
НАСТЯ. Да у меня за 4 года начальной школы ни разу пятерки не было!
ЁГРИК. По-другому тебя не выпустят.
НАСТЯ. Ты говорил, что можно сбежать! А получать пятерки – это значит согласиться плясать под дудку Кракозявки.
ЁГРИК. Кракозябры!
НАСТЯ. Да какая разница!
ЁГРИК. Зато тебя сразу выпустят. Сделают вывод, что ты здесь по ошибке. Даже от экзамена у Бнопни могут освободить и дать автомат.
НАСТЯ. Автомат? Тра-та-та!
ЁГРИК. Не такой автомат. Автоматический зачет, что курс переобучения пройден на «отлично».
НАСТЯ. Но как мне получить эти «отлично»?
ЁГРИК. Слушай учителей и выполняй все требования.
НАСТЯ. Легко сказать! Ну ты шутник!
ЁГРИК. Но если даже ты будешь получать четверки, это тоже неплохо. Можно подать заявление на досрочное прохождение теста. Его рассмотрят на педсовете.
НАСТЯ. Да у меня в школе всего одна четверка была за год – по физкультуре.
ЁГРИК. И обязательно – читай книги. Но пойдем, я же обещал показать тебе библиотеку!
НАСТЯ. Пойдем твою макулатуру смотреть.
ЁГРИК. (смотрит телефон) Подожди, меня тоже вызывают на педсовет. Странно, никогда не вызывали… Ты пока иди прямо, потом налево до библиотеки. Я тебя найду!
НАСТЯ. Давай только побыстрей!
Ёгрик и Настя уходят.
Педсовет первый
В переговорной аудитории Спецшколы собрались все преподаватели.
АБРАКАДАБРА. Коллеги! Прошу внимания! В нашу Спецщколу прибыла на переобучение Настя Карамелькина. Я изучил личное дело девочки. И понял, что это не девочка, а настоящая проказница!
КРАКОЗЯБРА. На правах директора Спецшколы заявляю в который раз: я заинтересована переобучить любого проказника.
БНОПНЯ. Не забывайте про наше кредо: «Двоечника сделаем ботаником!»
АБРАКАДАБРА. Переобучить можно почти любого проказника, но тут действительно запущенный случай. Я предлагаю отказаться от переобучения. Нам не справиться.
КРАКОЗЯБРА. Такого позора я не допущу. Имиджевые потери и снижение планки из-за одной маленькой хулиганки.
БНОПНЯ. Пора привыкнуть, что к нам не направляют хорошистов и тихоней. У нормального ученика и почерк нормальный. А мы переобучиваем именно ненормальных.
КРАКОЗЯБРА. Прошу выражаться этичней. Переобучиваем особенных.
АБРАКАДАБРА. Еще скажите – неординарных.
КРАКОЗЯБРА. Если хотите…
КАРАКУЛИ. А что там страшного – в её личном деле?
АБРАКАДАБРА. Да всё там страшное. Чего она только не вытворяла… И окна разбивала мячом, и прогуливала школу, и – внимание! – не ночевала дома!… Мы недооценили масштаб катастрофы, взяв девочку для переобучения.
КРАКОЗЯБРА. Что же тут необычного?! У каждого нашего ученика были такие казусы.
АБРАКАДАБРА. Но она же девочка!
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Вот именно. Надо открыть в её характере девочку. Научить шить, готовить, танцевать… Рисовать, наконец.
АБРАКАДАБРА. Бессмысленно. Что её родители только не делали, ни к чему это не привело… И в кружки водили, и в музыкальную школу, и даже в спортивную секцию. И отовсюду её выгнали со скандалом. Шансов нет, понимаете?!
БЕЛИБЕРДА. Откуда столько пессимизма?!
АБРАКАДАБРА. Она дралась с мальчишками! До крови дралась с мальчишками! Её поставили на учёт в детскую комнату полиции!
БНОПНЯ. Вот это уже весомый аргумент.
КРАКОЗЯБРА. Я хочу заслушать нашего психолога Иероглифа.
ИЕРОГЛИФ. Наша пациентка обладает неустойчивой психикой, а формирование её личности находится в стадии индивидуализации. Социальный опыт обучения имеет сугубо отрицательный характер, вследствие чего полностью отсутствует доверие к взрослым. О семье сведений крайне мало, заявку на переобучение подала классный руководитель, представляя интересы учебного заведения.
АБРАКАДАБРА. Простите, что перебиваю, но с вашим заключением все ознакомлены. Поэтому цитировать необязательно. Нас интересуют шансы при переобучении на положительный итог.
ИЕРОГЛИФ. Проблема плохого почерка – это вершина айсберга, всё намного серьезней. Шанс есть, один процент из ста. У девочки заблокировано восприятие слов и поступков взрослых, мы до неё не достучимся.
КРАКОЗЯБРА. Но этот один процент из ста, он же есть.
ИЕРОГЛИФ. Есть. Надо действовать через того, кому она доверяет. Среди нас таких нет. Мы все взрослые.
АБРАКАДАБРА. Нужен именно ребенок?
ИЕРОГЛИФ. Нужен тот, кому она поверит. И желательно, чтобы он был ровесником, ну или очень молодым.
КРАКОЗЯБРА. А мне так понравилась идея с внучкой! «Внученька, помогиии!»
ИЕРОГЛИФ. К сожалению, она не сработала. Бабушкам тоже доверия нет.
АБРАКАДАБРА. Неужели так важен возраст?! Кто у нас самый молодой?
КРАКОЗЯБРА. Среди зюкв есть молодые?
ЗЮКВА. В душе мы все молодые.
БНОПНЯ. Ёгрик! Ёгрик – самый молодой!
АБРАКАДАБРА. А где сейчас Ёгрик?
ЗЮКВА. (смотрит камеры) В данный момент он разговаривает с пациентом.
ИЕРОГЛИФ. То есть контакт установлен! Вот он – единственный наш шанс.
КРАКОЗЯБРА. Вызовите сюда Ёгрика! Срочно!
ЗЮКВА. (пишет сообщение в телефоне) Вызвал.
ИЕРОГЛИФ. Ёгрик имеет опыт личного общения с трудными детьми?
АБРАКАДАБРА. Да, он помогал адаптироваться другим пациентам.
ИЕРОГЛИФ. Тогда можно попробовать.
БНОПНЯ. По-моему, заказчики нас обманули. Они подсунули нам сложного ребенка под предлогом плохого почерка. Раз с ней не справляется полиция, то справимся ли мы…
КРАКОЗЯБРА. Может быть и так. Что это меняет?
БНОПНЯ. Злопыхатели и завистники затаились и ждут нашего провала.
КРАКОЗЯБРА. Именно поэтому мы должны справиться.
Входит Ёгрик.
ЁГРИК. Вызывали меня?
КРАКОЗЯБРА. Да, Ёгрик, вызывали. Теперь и ты будешь участвовать в педсоветах.
ЁГРИК. Сочту за честь.
ИЕРОГЛИФ. Ёгрик, какие отношения связывают вас и нашу новую пациентку?
ЁГРИК. Не понял сути вопроса.
АБРАКАДАБРА. Какие отношения у вас с Настей Карамелькиной? Что непонятного!
ЁГРИК. Рабочие! Я Настин куратор, помогаю адаптироваться в спецшколе. Что за вопрос?!
АБРАКАДАБРА. А по видеозаписи похоже, что всё-таки дружеские.
ЁГРИК. Дружба проверяется временем, мы слишком мало знакомы.
ИЕРОГЛИФ. Прошу не накалять обстановку. Давайте вместе подумаем, что нам надо сделать, чтобы ваши отношения переросли в дружеские.
БНОПНЯ. Надо, чтобы она начала тебе доверять.
ЁГРИК. А цель всего этого?
АБРАКАДАБРА. Терапия.
ИЕРОГЛИФ. Ты должен 24/7 быть с Настей в контакте. В библиотеке вместе сидите, в столовую вместе ходите, на перемене всегда её встречай.
БНОПНЯ. После каждой встречи будешь заносить все её тезисы и действия в наш терапевтический чат. При разговоре будешь включать запись. В этом же чате мы будем говорить, что тебе надо будет дальше делать. Психолог Иероглиф лично будет комментировать и направлять.
ЁГРИК. То есть я должен с ней подружиться с целью получения информации. И должен буду выдавать все её секреты, если она со мной ими поделится.
ИЕРОГЛИФ. Верно.
ЁГРИК. Но это предательство.
АБРАКАДАБРА. Это терапия. У Насти неосознанная блокировка на слова взрослых, а тебя она услышит. В терапевтических целях ты будешь транслировать информацию, рекомендованную нашим психологом Иероглифом.
ЁГРИК. Но после такой терапии она вообще никому доверять не будет.
ИЕРОГЛИФ. Она никогда не узнает методов нашей терапии, и это единственный шанс ей помочь.
ЁГРИК. Я не хочу ничего транслировать. Я отказываюсь. Выберете кого-нибудь другого. Зюкву какую-нибудь.
ЗЮКВА. Зюквы крайние, что ли?!
ЁГРИК. Тогда пусть Иероглиф сам втирается в доверие.
АБРАКАДАБРА. Ёгрик, это что за саботаж? Ты один из нас, ты без пяти минут врач.
ЁГРИК. Я не хочу быть предателем!
КРАКОЗЯБРА. Мы тебя не спрашиваем – хочешь ты или нет. Мы говорим тебе, что ты должен будешь сделать. Должен, понимаешь?! И изучи личное дело пациентки! Педсовет окончен! За работу, коллеги!
Все расходятся, Ёгрик остается один.
Урок грязнописания
Учебный класс: несколько парт и доска с мелом посередине.
Заходит Каракули с журналом.
КАРАКУЛИ. Добрый день! Я ваш преподаватель по грязнописанию. Зовут меня Каракули.
НАСТЯ. Какие же вы каракули? Вы же один. Значит, Каракуль!
КАРАКУЛИ. Прошу уважать преподавателя и называть по имени правильно – Каракули! Моя фамилия не склоняется и всегда произносится во множественном числе.
НАСТЯ. Простите-простите, не хотела обидеть.
КАРАКУЛИ. Делаем перекличку, кто присутствует на уроке. Настя Карамелькина! Настя Карамелькина здесь?
НАСТЯ. Отсутствует.
КАРАКУЛИ. А вас как зовут?
НАСТЯ. Я не Настя, а НастИ. Вы же Каракули? А я Наст-и. Много Настей! Хотя много Настей не бывает…
КАРАКУЛИ. Проигнорирую ваш неуместный выпад. Начинаем наш урок грязнописания. Грязно писать – значит, не уметь писать чисто.
НАСТЯ. Л-логика.
КАРАКУЛИ. Прошу внимательно слушать, без комментариев. Вы стараетесь писать чисто, но получается грязно. Моя задача – учить вас писать грязно, чтобы получалось чисто. Тема урока: «Почерк Леонардо».
НАСТЯ. Мне бы со своим почерком разобраться…
КАРАКУЛИ. Леонардо Да Винчи – великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения. Свои трактаты он писал методом зеркального письма. Данный метод и необходимо нам усвоить в рамках этого урока.
НАСТЯ. Начинаю усыпать…
КАРАКУЛИ. То есть Леонардо писал, на первый взгляд, неразборчивый текст, который можно было легко прочитать с помощью зеркала. Некоторые историки небезосновательно считают, что таким образом великий Леонардо шифровал свои записи. Другие парируют, что Леонардо был левшой, и письмо «справа налево» ему было удобно. Но уже доказано по разным письменным источникам, что великий Леонардо – амбидекстр, то есть владеющий обеими руками в равной степени.
НАСТЯ. Разбудите меня на перемене…
КАРАКУЛИ. Настя Карамелькина! К доске!
НАСТЯ. Почему именно я?
КАРАКУЛИ. Потому что вы одна ученица на уроке.
НАСТЯ. Так нечестно. Я не хочу к доске.
КАРАКУЛИ. Ваша задача написать «Леонардо» зеркальным письмом.
НАСТЯ. Это как?
КАРАКУЛИ. Показываю на примере слова «каракули».
Каракули пишет на доске зеркально «каракули».
КАРАКУЛИ. Повторите за мной.
Настя пишет «илукарак». Каракули берет зеркало.
КАРАКУЛИ. Подносим зеркало и проверяем. Абсолютно верно написано.
НАСТЯ. Ух ты!
КАРАКУЛИ. Ну что ж… Настоящие каракули у вас получились. Теперь самостоятельная работа. Напишите имя «Леонардо».
НАСТЯ. Вы напишите, а я за вами повторю.
КАРАКУЛИ. Нет, это самостоятельная работа.
Настя пыхтит и пишет «одраноеЛ».
НАСТЯ. Готово.
Каракули проверяет, подставляя зеркало.
КАРАКУЛИ. Не совсем правильно. И грязновато…
Настя исправляет. Каракули проверяет, подставляя зеркало.
НАСТЯ. Готово.
КАРАКУЛИ. А вы способная ученица!
НАСТЯ. Еще бы!
КАРАКУЛИ. Ставлю вам «хорошо» и отпускаю на перемену.
НАСТЯ. В смысле – «хорошо»? Я мучилась и писала ваши каракули! И это просто «хорошо»? Вас Кракозявка подговорила занижать мне оценки?
КАРАКУЛИ. Оскорбительное предположение и в корне неверное!
НАСТЯ. Дайте мне еще задание, я сделаю его на пятёрку!
КАРАКУЛИ. Ну что ж… Напишите почерком Леонардо желаемую оценку за урок.
НАСТЯ. «Отлично»? Одним махом!
Настя пишет на доске «ончилтО», при этом пыхтит и старается.
Каракули проверяет зеркалом. Ошибок нет. Оба улыбаются.
Каракули подходит к столу и открывает журнал.
КАРАКУЛИ. Ставлю вам «отлично» за старания!
НАСТЯ. Ёеееес!
КАРАКУЛИ. На следующем уроке мы будем разбирать почерк Пушкина. Следующий урок завтра в это же время.
НАСТЯ. Пушкин тоже каракулями писал?
КАРАКУЛИ. Отнюдь. Письмо поэта эстетически уникально. Тема урока будет: «Графодромия». Изучать будем скоропись Пушкина.
НАСТЯ. Что-что изучать? У меня голова закипела… Вы из меня профессора хотите сделать?
КАРАКУЛИ. Я хочу научить вас сначала думать, а потом писать. Это важная последовательность.
НАСТЯ. Думать вообще не обязательно. От этих мыслей одни страдания.
КАРАКУЛИ. Спорное заявление. К разговору мы еще вернемся.
Каракули с журналом уходит.
Перемена
Настя довольная выбегает из класса и замечает Ёгрика, стоящего в стороне.
НАСТЯ. А ты чего здесь делаешь?
ЁГРИК. Мог бы соврать, что шел мимо. Но не буду. Я ждал тебя.
НАСТЯ. Ждал меня?! Вот это новость! Можешь ответить честно на вопрос: ты в меня влюбился?
ЁГРИК. Да. То есть нет. То есть да, могу честно ответить на вопрос, что я не влюбился. Я вообще не влюбчивый.
НАСТЯ. Это хорошо. А то у вас мальчиков чуть что – сразу влюбились. Ерунда какая-то. Любовь только мешает в жизни.
ЁГРИК. Неправда. Ты хочешь поговорить про любовь? (смотрит в телефон) Давай поговорим про любовь к родителям. Разве такая любовь может мешать?
НАСТЯ. Не душни.
ЁГРИК. Что? Не понял.
НАСТЯ. Душный ты сегодня, вот что! Нашел тему для разговора! А если нет любви к родителям?
ЁГРИК. (смотрит в телефон) Как это – нет?
НАСТЯ. Если ты этих родителей видишь только по вечерам за ужином или только по выходным за обедом? И всё, что хотят от тебя родители, – какие оценки в школе да покажи дневник! Хоть бы раз спросили, что у тебя на душе!
ЁГРИК. (смотрит в телефон) А что у тебя на душе, Настя?
НАСТЯ. Ну ты приколист сегодня! Какое твое дело, что у меня на душе?! Ты решил стать моим папочкой?
ЁГРИК. Прости.
НАСТЯ. Давай лучше обсудим, как отсюда свалить!
ЁГРИК. (смотрит в телефон) Как свалить… Мы с тобой уже обсуждали эту тему.
НАСТЯ. Ты сегодня постоянно на телефон смотришь, такой задумчивый.
ЁГРИК. Просто жду звонка.
НАСТЯ. А мне, прикинь, уже одну пятерку поставили! Незабываемые ощущения!
ЁГРИК. Каракули?
НАСТЯ. Он самый!
ЁГРИК. Молодец! Поздравляю! (читает в телефоне) Я тобой горжусь!
НАСТЯ. Чего?!
ЁГРИК. Горжусь, говорю.
НАСТЯ. Да я её выпросила, эту пятёрку! Так что расслабься и не гордись!
ЁГРИК. Даже если выпросила, всё равно молодец. Каракули просто так оценки не ставит, только за знания и умения.
НАСТЯ. Ёгрик, ты сегодня какой-то странный. Напряженный. Кракозявка тебя не обижает?
ЁГРИК. Нет, ты что! Госпожа Кракозябра, как я уже говорил, самая добрая и справедливая.
НАСТЯ. У меня ощущение, что ты робот и тебя запрограммировали! Ну какая же она добрая и справедливая, если переобучает детей силой! Сам подумай. Ничего нельзя делать силой.
ЁГРИК. Это же во благо.
НАСТЯ. Во благо Кракозявки и её Спецшколы! Откуда она знает, в чем заключается благо для меня?
ЁГРИК. (читает в телефоне) Сегодня вечером у нас будет организована неформальная встреча с педагогическим составом Спецшколы. Это отличная возможность для тебя познакомиться с госпожой Кракозяброй и другими преподавателями в неформальной обстановке.
НАСТЯ. Эти преподы мне нафиг не сдались. Давай лучше с тобой поиграем в настолки! Как я понимаю, других игр у вас тут не предусмотрено.
ЁГРИК. Отлично, я как раз тоже собирался на неформальную встречу.
НАСТЯ. Ни на какую встречу я не пойду! Я тебе уже сказала, что не хочу ни с кем из них общаться.
Звенит звонок.
ЁГРИК. Но чего ты опасаешься?
НАСТЯ. Стать такой же скучной и фальшивой, как все взрослые! Мне надо на урок, я пойду. Пятерки сами в дневнике не нарисуются.
Настя уходит на урок. Ёгрик звонит по телефону.
ЁГРИК. Я понимаю, что я всё провалил. Но вашему тексту она не верит. Я не хочу больше в этой игре участвовать… (слушает) Понял, принял.
Урок кале-малевания
Заходит учитель Каляка-Маляка. На голове берет, в руках кисти, на плече мольберт.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Простите, немного опоздал. Писал на натуре, не мог оторваться.
НАСТЯ. Рановато пришли, я только дремать начала.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Приветствую всех новых учеников!
НАСТЯ. Новая я тут одна. Да и старая тоже.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Меня зовут Каляка-Маляка, я преподаватель кале-малевания.
НАСТЯ. Каляка-Маляка?! Вы из психушки, что ли, все сбежали?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Попрошу придерживаться спецшкольной этики!
НАСТЯ. Простите, сорвалось.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Сегодня мы будем учиться видеть в очевидном неочевидное. Перед вами великая картина Казимира Малевича.
Каляка-Маляка показывает репродукцию картины «Черный квадрат».
НАСТЯ. Где картина?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Перед вами.
НАСТЯ. Да где?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Да вот же!
НАСТЯ. Хм…
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Что вы на ней видите?
НАСТЯ. Я не вижу никакой картины.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Ну вот же. Это что? Какая геометрическая фигура? Какого она цвета?
НАСТЯ. Этот черный квадрат вы называете картиной?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. На первый взгляд это действительно черный квадрат, но если присмотреться…
НАСТЯ. Как ни присматривайся.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Это концептуальный материал, а в концептуализме нет ничего очевидного. Давайте проведем лабораторную работу.
НАСТЯ. Этого еще не хватало.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Нарисуйте на доске что-нибудь.
НАСТЯ. Да пожалуйста.
Настя черкает на доске хаотичные линии.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Что это?
НАСТЯ. Каляка-Маляка. То есть ваш портрет.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Не похож.
НАСТЯ. Я художник, я так вижу.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Имеете право, несомненно. Теперь я беру черный мелок и закрашиваю. Вот – получился черный квадрат.
НАСТЯ. Вы испортили мою картину!
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Ни в коем случае! Я закодировал ваше творение в концептуальную фигуру. Разве вы не видите линии, которые нарисовали? Не видите ваш, то есть мой портрет?
НАСТЯ. Я-то вижу. Но никто больше не увидит.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Вы недооцениваете ценителей искусства. Они увидят столько всего, что вам даже в голову не могло прийти. Кто-то рассвет, кто-то закат, кто-то сиреневый куст, кто-то океан…
НАСТЯ. Но первоначально этого я не рисовала. Ни океана, ни сирени.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Не рисовали, правильно, но вы заложили зерно будущих образов. Зерно, преломляясь через черный квадрат, рождает различные видения.
НАСТЯ. Значит, это уже не моя картина?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Не ваша. Да и это уже не совсем картина. Это концептуальный инструмент. Автор у концептуального инструмента номинальный. А фактически автор каждый, кто на неё посмотрит. Точнее, автор – симбиоз смотрящего и самого полотна.
НАСТЯ. А можно мою картину назад раскодировать?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. В этом нет никакого смысла. В разрезе понимания концептуализма. Данная метаморфоза необратима.
НАСТЯ. Понятно. Испортили мой шедевр.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Загадка «Черного квадрата» до сих пор не разгадана. Одни ученые считают, что в слоях под квадратом спрятаны две картины, другие считают, что автор использовал несколько красок, но среди них не было черной… Интересные исследования. Если заинтересуетесь, в нашей библиотеке много научных работ об этом. Рекомендую к прочтению.
НАСТЯ. Я и так поняла суть. Любая каляка-маляка может стать произведением искусства.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Не совсем точные выводы, но начало положено. Ведь моя задача – научить вас думать, размышлять. И вы уже в пути к неизведанному.
НАСТЯ. Я в пути на перемену. Когда будет обед? Я хочу есть.
Каляка-маляка звенит колокольчиком, входит Ёгрик.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Ученица хочет кушать. Придется прервать урок. Прошу вас, Ёгрик, проводить её до нашей столовой. Приятного вам аппетита.
НАСТЯ. Как это прервать?! Я больше не голодна, я потерплю!
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Продолжим обучение на другом уроке.
НАСТЯ. Подождите, а оценка?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Три балла вы честно заслужили.
НАСТЯ. Какие три балла?! Я нарисовала ваш портрет, и вы были очень похожи.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Не совсем.
НАСТЯ. Ёгрик, скажи!
ЁГРИК. А где портрет?
НАСТЯ. Вот, на доске!
ЁГРИК. Тут просто черный квадрат.
НАСТЯ. Ёгрик, это концертпуализм! Ты ничего не понимаешь!
ЁГРИК. Концертпуализм?
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Не концертпуализм, а концептуализм.
НАСТЯ. Я так и сказала, у меня просто дикция не такая четкая. Концертптуализм.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. От слова концепт, а не от слова концерт. Концепт – это воплощение идеи.
НАСТЯ. Я разве не воплотила свою идею.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Воплотили, очень даже. И заработали целых три балла.
НАСТЯ. Какие три балла?! Мне не надо три балла! Хотите я Ёгрика нарисую, а вы снова закодируете его в свой концерт! Мне нужна пятерка!
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Выпрашивание оценки – не лучшее ваше качество.
Каляка-Маляка уходит. Настя плачет.
ЁГРИК. Ну ты чего, не плачь, Настя.
НАСТЯ. Эти уроки такие сложные, как будто ученого из меня делают! Как мне заработать эти дурацкие пятёрки, чтобы отсюда сбежать? Правильный ответ – никак!
Ёгрик подходит к столу учителя и видит забытый журнал.
ЁГРИК. Но по грязнописанию у тебя есть пятёрка, значит, средняя оценка – 4 балла. Если по бессмыслице ты заработаешь пятёрку, то средний балл будет тоже пять, ведь округляется в пользу ученика.
НАСТЯ. А если я по бессмыслице не заработаю пятёрку, то что? Останусь здесь навсегда?
ЁГРИК. Не навсегда. А на пару недель.
НАСТЯ. Какую еще пару недель! А может, мне до пенсии эти концерты в черных квадратах рассматривать? О-о-о! Каляка-Маляка забыл журнал!
ЁГРИК. Ты хочешь ему отнести? Вряд ли за это он повысит оценку, но ему будет приятно!
НАСТЯ. Я хочу не отнести ему журнал, а исправить свою оценку!
ЁГРИК. Ты что, Настя?!
НАСТЯ. Ты же никому не расскажешь?
ЁГРИК. Настя, исправлять оценки в журнале – грубое нарушение, за которое последует серьезное наказание. Вплоть до увеличения срока пребывания здесь в Спецшколе.
НАСТЯ. Ёгрик, ты хочешь меня сдать? Мы разве не друзья? Мне как-то фиолетово на тебя и твою дружбу, но я думала о тебе лучше, чем ты себя показываешь. Я исправлю свою оценку, он даже не заметит. А вот тебя как раз проверю. Если ты взболтнёшь об этом, то грош цена тебе и всем твоим словам.
ЁГРИК. Подожди.
Ёгрик отключает телефон, снимает датчик, уносит их за дверь и возвращается к Насте.
НАСТЯ. Я говорила, что ты робот!
ЁГРИК. Настя, я должен тебе признаться, что ты не можешь мне доверять. Совсем не можешь. Я здесь работаю, дружба исключена.
НАСТЯ. Да больно надо мне с тобой дружить! Сам навязался.
ЁГРИК. Ты не понимаешь. Я бы очень хотел дружить с тобой, но обстоятельства… Мне установили прослушку, я как раз сейчас её снял. Прослушивали все наши разговоры и даже писали слова в чате, которые я должен был тебе говорить.
НАСТЯ. То есть ты с самого начала меня предавал?
ЁГРИК. Не предавал. Это не предательство, а терапия. И не с самого начала. Помнишь, меня вызвали на педсовет, вот тогда… Психолог Иероглиф решил, что ты сможешь довериться только мне, как самому молодому. У тебя заблокированы каналы восприятия слов взрослых. Я не могу тебе всего рассказывать, но вкратце уже рассказал.
НАСТЯ. Ладно, проехали. А чего ты вдруг признаться решил?
ЁГРИК. Исправление оценок в журнале карается очень строго. Я хочу тебя спасти от неверного шага. Как минимум, тебя оставят тут еще на пару недель.
НАСТЯ. Поняла. Спасибо за предупреждение. Надевай назад свои побрякушки, буду паинькой, окей.
Ёгрик надевает датчик и включает телефон.
ЁГРИК. Настя, ты отнесешь журнал Каляке-Маляке?
НАСТЯ. Конечно, Ёгрик! Пойдем вместе отнесем и заодно прогуляемся по любимой Спецшколе. И обязательно заглянем в библиотеку, почитаем добрые книжки.
ЁГРИК. Злых книжек не существует.
НАСТЯ. Это я и имела в виду.
Урок бессмыслицы
В учебный класс заходит Белиберда, что-то бормоча под нос.
БЕЛИБЕРДА. Добрый вечер.
НАСТЯ. Еще не вечер.
БЕЛИБЕРДА. На Камчатке уже вечер.
НАСТЯ. Но мы-то не на Камчатке!
БЕЛИБЕРДА. Вы уверены? А где мы?
НАСТЯ. Если честно, то не уверена. Не знаю, где находится эта ваша спецшкола Крокозявки! Может, и на Камчатке…
БЕЛИБЕРДА. Но у нас не урок географии, поэтому нет смысла продолжать рассуждение.
НАСТЯ. Тут вообще ни в чем нет смысла.
БЕЛИБЕРДА. Отлично. Поэтому наш урок и называется – урок бессмыслицы. Меня зовут Белиберда, я преподаю бессмыслицу более 30 лет.
НАСТЯ. Я тоже мечтаю стать преподавателем! Мечтаю преподавать чушь, фигню или ерунду! Возьмете меня к себе на работу? Вам же требуются такие специалисты?
БЕЛИБЕРДА. А вы смышленая ученица. И дерзкая! Люблю дерзких, они потом правят миром. Ну или балом, если миром не получается.
НАСТЯ. У нас урок бессмысленных комплиментов?
БЕЛИБЕРДА. У нас просто бессмысленный урок, точнее – урок бессмыслицы. Знаете, что есть бессмыслица простая, а есть заумная? И вот о заумной бессмыслице я и хочу вам рассказать сегодня на уроке.
НАСТЯ. Уже зеваю.
БЕЛИБЕРДА. И начну со стихотворения великого поэта-футуриста Алексея Кручёных.
НАСТЯ. Люблю стишочки послушать.
БЕЛИБЕРДА. дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз
НАСТЯ. (смеется) Не поняла. Что это было?
БЕЛИБЕРДА. Стихотворение на заумном языке. Сам автор считал, что в этом стихотворении больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина.
НАСТЯ. (продолжает смеяться) «Дыр бул щыл». Очень смешно, простите.
БЕЛИБЕРДА. О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
Смеюнчики, смеюнчики.
НАСТЯ. Это ваше творение?
БЕЛИБЕРДА. Это Велимир Хлебников «Заклятие смехом». Исследователь языка и «председатель земного шара», как сам он себя называл. Один из создателей заумного языка.
НАСТЯ. А чем их обычный язык не устраивал?
БЕЛИБЕРДА. Обычный, как вы выражаетесь, язык – это всего лишь знаки и звуки, за которыми спрятаны явления. Эти знаки и звуки обобщены для понимания, номинальны и условны. А как действительно хочет говорить человек, какие звуки издавать какие символы рисовать, – вот, что интересно. Услышать себя и произнести услышанное.
НАСТЯ. Мда, действительно – заумь какая-то.
БЕЛИБЕРДА. Пришло время для самостоятельной работы.
НАСТЯ. Только не это!
БЕЛИБЕРДА. Опишите ваши мысли и чувства в данный момент на своем языке.
НАСТЯ. Мой язык – самый обычный, не знаю я другого. Да и почерк у меня так себе…
БЕЛИБЕРДА. А вы прислушайтесь к себе. Прислушайтесь! Возможно, нет у вас проблем с почерком, просто вы пишете другими знаками. Пишите или рисуйте, как хотите. А потом прочитайте, что получилось!
НАСТЯ. йомод учох я
янем етитсупто
тедуб кречоп йом
мывисарк и мынтарукка
юащебо
БЕЛИБЕРДА. Гениально! «Янем етитсупто»! Шедеврально! «Юащебо»! Таких талантливых учеников у меня еще не было.
НАСТЯ. Спасибо, не надо лести. Можно, вы мне поставите просто пятёрку, и я пойду на перемену?
БЕЛИБЕРДА. Конечно! (ставит оценку в журнал) Разрешите, я возьму ваше творение себе на память.
Настя подходит к выходу, Белиберда берет её листок.
НАСТЯ. Не разрешаю!
БЕЛИБЕРДА. Что это?
НАСТЯ. Стихотворение на заумном языке! Раз вы другого языка не понимаете.
БЕЛИБЕРДА. Вы меня обманули? Вы написали текст на обычном языке.
НАСТЯ. Да, и прочитала все слова наоборот! Как завещал великий Леонардо!
БЕЛИБЕРДА. «Я хочу домой, отпустите меня. Мой почерк будет аккуратным и красивым, обещаю». А ведь я вам почти поверил.
НАСТЯ. Почти?
БЕЛИБЕРДА. Было сомнение, ведь обычно никто с этим заданием не справлялся… В любом случае, это интересный эксперимент.
НАСТЯ. Прошу прощения! Яинещорп ушорп! Можно я переделаю работу? Мне очень нужны пятерки! Я выполню задание! Юащебо! Точнее, обещаю.
БЕЛИБЕРДА. Я уже поставил вам оценку, своего решения не меняю. Прощайте.
Белиберда уходит.
НАСТЯ. Ну вот, обиделся. Никогда мне отсюда не выбраться. Дурацкая спецшкола!
В класс заглядывает Ёгрик.
ЁГРИК. Как успехи?
НАСТЯ. Заходи, не стесняйся. Пятерку получила, но легче от этого не стало. Терпеть не могу тех, кто выпрашивает оценки. Но вот и самой пришлось в очередной раз выпрашивать, чтобы выбраться отсюда поскорее.
ЁГРИК. Может, пойдем в библиотеку, познакомлю тебя с новинками книжной индустрии?
НАСТЯ. Чего?! Недавно же ходили.
ЁГРИК. Сегодня в наше библиотеку пришло несколько интересных новинок. Предлагаю ознакомиться с книжным фондом.
НАСТЯ. А, забыла про твою железную сущность! Конечно, Ёгрик, гоу в библиотеку! Можно мне и кровать туда поставить, жить там буду – всем на радость.
ЁГРИК. Я подготовил несколько презентационных роликов новых книг: про дружбу одноклассников, про дружбу человека и собаки, про приключения на Луне. С чего начнем?
НАСТЯ. А про дружбу девочки и робота ничего нет?
ЁГРИК. Я не робот!
НАСТЯ. Я знаю. Так ничего нет?
ЁГРИК. Наш библиотечный фонд насчитывает более 10 тысяч детских и подростковых книг. Каждый найдет здесь книгу по душе.
НАСТЯ. Вот что с этими взрослыми не так? Они даже текст нормальный не могут тебе написать!
ЁГРИК. Настя!
НАСТЯ. Что – Настя?
ЁГРИК. Ты о чем?
НАСТЯ. О том, Ёгрик! Сам знаешь, о чем.
ЁГРИК. Так мы идем в библиотеку?
НАСТЯ. Не-а. Хочу на дискотеку, а не в библиотеку.
ЁГРИК. Я покажу тебе наши новые книги, расскажу о них.
НАСТЯ. Книгами сыт не будешь, гоу в столовку?! За вкусняшками! Бургеры похаваем!
ЁГРИК. Ты же помнишь, что тебе надо вести себя хорошо?!
НАСТЯ. Упс, забыла! А хорошо себя вести – это как? Так, чтоб нравилось взрослым? Чтоб моё поведение вписывалось в их понимание хорошего?
ЁГРИК. Я дам тебе выговориться, но потом мы пойдем в библиотеку.
НАСТЯ. Не пойду я никуда, надоело. Где у тебя микрофон? Тут? Кракозявка! Ты думаешь, ты самая умная? Так вот – открою тебе глаза: это не так.
ЁГРИК. Настя, что ты делаешь? Зачем?
НАСТЯ. Не хочу играть по вашим дурацким правилам!
ЁГРИК. Ты всё испортила.
НАСТЯ. Страшно стало? Боишься ослушаться Кракозявку?! Хочешь на двух стульях усидеть?! Хочешь всем угодить: и им, и мне? А своё мнение у тебя есть? Свой язык?
ЁГРИК. Я хотел – как лучше.
НАСТЯ. Ой, всё.
Настя уходит.
Ёгрик снимает с себя микрофон, кладет на парту вместе с телефоном и тоже уходит.
Педсовет второй
В переговорной аудитории Спецшколы собрались все преподаватели, Бнопня и Зюква.
АБРАКАДАБРА. Коллеги, пора подвести промежуточные итоги эффективности переобучения Насти Карамелькиной. Слово нашему психологу Иерорглифу.
ИЕРОГЛИФ. Итоги не совсем положительные. Но некоторые успехи всё-таки можно обозначить. Выбранную стратегию считаю эффективной, а вот тактика подвела.
АБРАКАДАБРА. Должен уточнить, о чем речь. Мы возложили на Ёгрика большую ответственность – быть проводником между доктором и пациентом.
ИЕРОГЛИФ. Но Ёгрик данную миссию провалил.
КРАКОЗЯБРА. Предлагаю вернуться к прежней тактике. Я притворюсь бабулей, которой нужна внучка. Мне так понравилось играть эту роль!
ИЕРОГЛИФ. Эта тактика не сработала. Положительного опыта с бабушками, по всей видимости, у девочки не было.
КРАКОЗЯБРА. Коллега, не быстро ли вы делаете выводы? Как это – тактика не сработала? Я провела с девочкой только одну ознакомительную беседу!
ИЕРОГЛИФ. И эту беседу она восприняла в штыки!
КРАКОЗЯБРА. И что? Недоверие к новому – нормальная реакция.
АБРАКАДАБРА. Коллеги, давайте перейдем к сути вопроса… Обсудим результаты уже выбранной тактики.
КРАКОЗЯБРА. Что у нашей пациентки по успеваемости? Интересует и переучебная часть, не только воспитательная.
АБРАКАДАБРА. По успеваемости вопросов нет. Средняя оценка более 4 баллов. В арсенале даже две пятерки.
КРАКОЗЯБРА. Почему вы ставите ей пятерки? Она двоечница! Она не должна покинуть нашу Спецшколу так быстро!
БНОПНЯ. Не беспокойтесь, госпожа Кракозябра, экзамен ей у меня всё равно не сдать. Я её завалю. Да и тесты у меня разного уровня сложности. Есть такой тест, где ответы я сам не знаю.
КРАКОЗЯБРА. Нельзя её допустить до экзамена.
КАРАКУЛИ. Но Настя хорошо схватывает любую информацию.
БЕЛИБЕРДА. Девочка смышленая.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Очень исполнительна и старательна.
КРАКОЗЯБРА. Не «Настя» и не «девочка»! А наша пациентка! Неизлечимая пациентка!
БЕЛИБЕРДА. Насчет неизлечимости я бы поспорил…
КРАКОЗЯБРА. С кем бы ты поспорил? Со мной?!
БЕЛИБЕРДА. С кем угодно… Кроме вас. С вами я абсолютно согласен во всем.
КРАКОЗЯБРА. Исправьте пациентке оценки, пятерки удалите и поставьте двойки.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Лично я влепил ей тройку.
КАРАКУЛИ. Я не могу. Она хорошо работала на уроке. Это несправедливо.
КРАКОЗЯБРА. А справедливо, что вы хотите лишить меня внучки?
ИЕРОГЛИФ. Тактику с внучкой мы отложили на потом.
КРАКОЗЯБРА. Вот «потом» и настало! Я хочу помочь девочке и хочу настоящую внучку. У меня открылись глаза в этом эксперименте. Она похожа на меня маленькую… Я тоже не доверяла взрослым! И мечтала о доброй бабушке…
ИЕРОГЛИФ. Это абсолютно не означает, что Настя мечтает о том же.
БЕЛИБЕРДА. Подождите, госпожа Кракозябра, не совсем понятен посыл… Вы предлагаете ставить двойки Насте Карамелькиной не за результаты переобучения, а для того, чтобы она стала вашей внучкой?
КРАКОЗЯБРА. Что же тут непонятного?! Мне нужна внучка!
КАРАКУЛИ. Но зачем?
КРАКОЗЯБРА. А зачем нужны внучки? Чтобы вязать ей носочки и варежки, чтобы читать на ночь сказки, чтобы гулять с ней на детских площадках… Я всю свою жизнь посвятила этой школе, переобучению и перевоспитанию. Я имею право отдохнуть на заслуженной пенсии. Но мне нужна внучка, иначе мне будет очень-очень одиноко.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. А мы? Мы же с вами. Мы же вам стали как дети.
КРАКОЗЯБРА. Я вас всех люблю, как своих детей. Я счастлива работать с вами… Но как любая бабушка, я хочу иметь настоящую внучку.
ИЕРОГЛИФ. Это неконструктивный диалог. Как психолог, рекомендую различать личное и рабочее.
КРАКОЗЯБРА. Дорогой наш психолог Иероглиф, вы понимаете, что я могу вас уволить прямо сейчас?! Как и всех остальных, кто посмеет со мной не согласиться.
ИЕРОГЛИФ. Это тоже неконструктивно – при наличии пациента, которому нужна в том числе и психологическая помощь.
АБРАКАДАБРА. Тактику менять всё равно придется. Ёгрик отказался участвовать в дальнейшем эксперименте в качестве проводника.
КРАКОЗЯБРА. Где он сейчас?
ЗЮКВА. Мы посадили его в штрафную камеру для переосмысления своего поведения.
КРАКОЗЯБРА. Правильно, пусть посидит и подумает.
АБРАКАДАБРА. Какую тактику теперь выберем?
ИЕРОГЛИФ. По-моему, всё очевидно.
КРАКОЗЯБРА. Тактику бабушки и внучки!
ИЕРОГЛИФ. Давайте попробуем. Можно использовать предыдущий способ. Установить вам, госпожа Кракозябра, прослушку. И мы будем в чате подсказывать, что вы должны будете говорить.
КРАКОЗЯБРА. Мне не надо подсказывать! Никаких микрофонов и других гаджетов! Мне сердце подскажет. Сердце бабушки всегда поймет внучку.
ИЕРОГЛИФ. Как скажете.
КРАКОЗЯБРА. Необходимо закупить детских игрушек, малинового варенья, цветной пряжи. Настольных игр надо побольше.
АБРАКАДАБРА. У нас настолок очень много.
КРАКОЗЯБРА. И парк! Необходимо построить свой парк с аттракционами. И сладкой ватой! Что смотрите, давайте-давайте, работайте! А я пока пойду в бабушку наряжаться.
Кракозябра уходит.
АБРАКАДАБРА. Госпожа Кракозябра сошла с ума?! Это просто вопрос.
ИЕРОГЛИФ. Не так радикально, но психологическая помощь ей потребуется. Девочка разобьет госпоже сердце, роль внучки она играть откажется.
АБРАКАДАБРА. Значит, сердце у госпожи Кракозябры все-таки есть…
БНОПНЯ. История с бабушкой – экзамен для нас всех! Тест на прочность.
КАРАКУЛИ. Не совсем понятна наша роль в этом представлении.
КАЛЯКА-МАЛЯКА. Мы работали над плохим почерком девочки. Но кому это надо?
БЕЛИБЕРДА. Бессмысленная трата времени.
АБРАКАДАБРА. Подписан договор, скоро приедут новые дети. Хулиганы-мальчишки. Там ваш опыт пригодится, как никогда. Ладно, педсовет окончен. Будем работать дальше.
ЗЮКВА. А что с Ёгриком? Его не выпускаем?
АБРАКАДАБРА. Команды не было.
ЗЮКВА. А кормить его или голодом морить?
АБРАКАДАБРА. Конечно, кормить. Зюквы, вы что там – озверели?! И книжек ему принесите, пусть читает.
ИЕРОГЛИФ. Все проблемы из детства. Из-за недолюбленности. Буду думать, как спасти госпожу Кракозябру, когда девочка откажется быть её внучкой. Это будет сильное моральное потрясение…
Все расходятся.
Бабушка Кракозябра
Покои Кракозябры. Кракозябра то лежит в кровати, то вскакивает.
Настя сидит на стуле, обняв коленки.
КРАКОЗЯБРА. Будешь моей внучкой!
НАСТЯ. Не буду! Не мечтай!
КРАКОЗЯБРА. Слушай, что взрослые говорят!
НАСТЯ. Все взрослые говорят то, что им выгодно.
КРАКОЗЯБРА. Взрослые говорят то, что правильно!
НАСТЯ. Правильно для них.
КРАКОЗЯБРА. Подай мне чай с малиной.
НАСТЯ. Ещё чего!
КРАКОЗЯБРА. Принеси мне книжку с полки.
НАСТЯ. Встань и возьми!
КРАКОЗЯБРА. Давай посмотрим вместе мультики.
НАСТЯ. Тебе надо – ты и смотри.
КРАКОЗЯБРА. Вредничай сколько душе угодно!
НАСТЯ. Вредина я еще та!
КРАКОЗЯБРА. Сейчас возьму ремень и научу тебя заботиться о бабушке!
НАСТЯ. Это бабушка должна заботиться о внучке!
КРАКОЗЯБРА. Хорошо, давай я о тебе буду заботиться. Налить чаю с вареньем?
НАСТЯ. Спасибо, не надо.
КРАКОЗЯБРА. Принести книжку с полки?
НАСТЯ. Спасибо, не надо.
КРАКОЗЯБРА. Ты издеваешься надо мной?!
НАСТЯ. Бабушка должна понимать и чувствовать, что на самом деле хочет внучка, а не предлагать всё подряд.
КРАКОЗЯБРА. Почему только бабушка должна?! А внучка ничего не должна?!
НАСТЯ. Потому что бабушка мудрее и любит она всегда сильнее!
КРАКОЗЯБРА. Я знаю, что ты хочешь. Сбежать от бабушки и бросить бабушку.
НАСТЯ. Потому что ты мне не бабушка. Кракозявка – мне не бабушка!
КРАКОЗЯБРА. Где мой ремень…
НАСТЯ. Бить детей запрещено по закону! А чужих детей вообще трогать запрещено.
КРАКОЗЯБРА. Больно умная!
НАСТЯ. Силой любить не заставишь.
КРАКОЗЯБРА. Всё равно будешь моей внучкой, я тебя никогда не отпущу!
(поет) Всякой бабушке внучка нужна,
Чтоб дарить в день рожденья подарки
И болтая бродить допоздна
По красивым проспектам и паркам.
Угощать сладким чаем с утра,
Изучать на гитаре аккорды,
И в настольные игры играть,
И отгадывать вместе кроссворды.
Мы были бы счастливы вместе
Гулять по планете – за ручку.
Согласна быть бабушкой, если
Согласна ты быть моей внучкой.
Всякой бабушке внучка нужна,
Чтобы печь пирожки и ватрушки.
И вязать вечерами без сна
Ей жилетки, носки и игрушки.
Вместе делать уроки всегда
И пельмени лепить, и котлеты.
И в другие летать города
С чемоданом большим каждым летом.
Мы были бы счастливы вместе
Гулять по планете – за ручку.
Согласна быть бабушкой, если
Согласна ты быть моей внучкой.
НАСТЯ. Ни одна нормальная бабушка не будет заставлять внучку что-то делать или кем-то быть. Если бабушка любит внучку, то она будет ей всё разрешать! Значит, ты меня не любишь. Зачем мне такая бабушка?
КРАКОЗЯБРА. Как это не люблю?! Да я вообще никого не люблю! А что такое любить? Если я буду тебя любить, то я должна буду тебя отпустить и остаться одна. А я не хочу быть одна!
НАСТЯ. Ты думаешь только о себе, а настоящая бабушка думает о внуках.
КРАКОЗЯБРА. Я тоже думаю о внучке! Я создам все условия, чтобы тебе здесь было хорошо! В нашей Спецшколе тебя всему научат, ты перегонишь своих сверстников в развитии! Знаешь, сколько у меня возможностей! Да я парк аттракционов скоро здесь построю! Круче Диснейленда!
НАСТЯ. А мне нужна только одна возможность. Самой за себя решать. Решать, что мне надо и где мне быть. Я хочу учиться в своей школе, а не прислуживать вам тут. А потом хочу поступить в настоящий универ.
КРАКОЗЯБРА. Мы сами тебя отлично выучим, у нас настоящая Спецшкола. Хочешь стать хорошим врачом? Как твой дружок Ёгрик? Мы даже дипломы выдаем. Все врачи у нас проходили курсы повышения квалификации. Видела, какие кракозябры они пишут в рецептах?
НАСТЯ. Не хочу я быть врачом. Я сама не знаю, кем я хочу быть…
КРАКОЗЯБРА. Твоя судьба быть моей внучкой. И не важно, хочешь ты этого или нет. Я заказала цветную пряжу, буду вязать тебе варежки и носочки…
НАСТЯ. Бла-бла-бла… Охотно верится! Я знаю, что ты только играешь роль бабушки. Это очередная ваша «терапия». Ёгрик отказался участвовать в ваших взрослых играх, так ты решила сама. Только в одном ты просчиталась: решила, что дети глупее взрослых! Решила, что с нами можно вот так играть – на чувствах к бабушке.
КРАКОЗЯБРА. Это не терапия! Точнее, это терапия, но это не терапия! Я всю жизнь помогаю чужим детям и внукам, а свою жизнь как-то проморгала… Я правда мечтаю о внучке. Это терапия не для тебя, а для меня. Хочется кому-то петь колыбельные на ночь, с кем-то в шахматы поиграть, косички заплетать, по лесу погулять… Хочешь, я буду тебе зарплату платить за то, что будешь моей внучкой?
НАСТЯ. Внучка – это не профессия. Внучки не могут быть постоянно с бабушками, они приходят в гости по выходным или по праздникам с подарками. Приезжают на летние каникулы отдохнуть. Хотя тебе этого не понять…
КРАКОЗЯБРА. Я люблю подарки. А что ты предлагаешь?
НАСТЯ. Отпусти меня домой. Я буду писать и звонить тебе. Как делают все настоящие внучки. И даже смогу приезжать иногда.
КРАКОЗЯБРА. Ключевое слово – иногда.
НАСТЯ. Насильно внучкой всё равно не станешь! Если я сама этого не захочу, то ничего у тебя не получится.
КРАКОЗЯБРА. Ладно, убедила. (шепчет) Я отпускаю тебя домой.
НАСТЯ. Что? Повтори погромче.
КРАКОЗЯБРА. Я отпускаю тебя домой.
НАСТЯ. Спасибо, бабушка!
КРАКОЗЯБРА. Как? Как ты меня назвала?
НАСТЯ. (улыбается) Бабушка Кракозябра.
КРАКОЗЯБРА. Как это мило… Растрогала меня, старую… Сентиментальная стала…
НАСТЯ. Не плачь, бабушка.
КРАКОЗЯБРА. Это не слезы, это дождик. А может, лучше ты останешься здесь, будешь помогать бабушке?! Я передумала! Я тебя не отпускаю! Это была минутная слабость!
НАСТЯ. Мы уже всё обсудили!
КРАКОЗЯБРА. Нет, я тебя не отпускаю!
НАСТЯ. Держи своё слово, бабушка! Я смогу помогать тебе издалека.
КРАКОЗЯБРА. Но как это – издалека?!
НАСТЯ. Например, я могу рекламировать Спецшколу в интернете. Хочешь? Давай запишем прикольные ролики, я буду выкладывать их в сеть. И родители или учителя будут направлять к вам на переобучение детей.
КРАКОЗЯБРА. Как интересно…
НАСТЯ. Только обещай мне, бабушка, других внуков не заводить! И вести себя хорошо.
КРАКОЗЯБРА. Обещаю, внученька! Много внуков мне тоже не надо! Мне с ними не справиться!
НАСТЯ. Я уже записала твою песню, выложу её в интернет!
Настя достает телефон и показывает ролик первой песни Кракозябры («Нам подвластен каждый хулиган…»).
КРАКОЗЯБРА. Как это весело!
НАСТЯ. Бабушка, можно тебя кое о чем попросить.
КРАКОЗЯБРА. Конечно, внученька.
НАСТЯ. Отпусти вместе со мной Ёгрика. Он мечтает стать не просто врачом, а великим учёным, чтобы спасать людей.
КРАКОЗЯБРА. Это невозможно, Ёгрик наказан за плохое поведение. Он будет изолирован от общества на три дня.
НАСТЯ. А я думала, что для настоящей бабушки ничего невозможного нет.
КРАКОЗЯБРА. Эх, что ни сделаешь ради тебя, внученька… Толку от Ёгрика здесь особо и не было. Пусть исполняет свою мечту. Глядишь, и правда учёным станет!
(поют вместе)
Сопутствует смелым и дерзким удача,
Не страшен в пути ни торнадо, ни шторм,
Идти за мечтой – нет важнее задачи,
Идти за мечтой несмотря ни на что.
В каждом ребёнке живёт без сомнения
Маленький гений, маленький гений.
Каждый ребёнок без исключения –
Маленький гений, маленький гений.
Чужие слова не имеют значения,
Всегда за спиной говорит кто-нибудь.
Нам важно понять своё предназначение.
И следовать сердцу, и верить в свой путь.
В каждом ребёнке живёт без сомнения
Маленький гений, маленький гений.
Каждый ребёнок без исключения –
Маленький гений, маленький гений.
Эпилог
Нарядная Настя Карамелькина предстает перед экзаменатором Бнопней.
БНОПНЯ. Настя Карамелькина, вы официально допущены до сдачи теста в Спецшколе Кракозябры. При успешной сдаче теста вы получите диплом о переобучении. Перед вами тест, составленный специально для вас госпожой Кракозяброй.
НАСТЯ. (раскрывает конверт с тестом) Но тут только один вопрос. «Чему научила тебя Спецшкола Кракозябры?»
БНОПНЯ. Отвечайте.
НАСТЯ. Сложный вопрос. Спецшкола Кракозябры научила меня думать. Мне никогда не нравилось думать, я жила моментом. А теперь нравится думать.
БНОПНЯ. Зачтено. Вот ваш диплом о переобучении. И подарок от школы – электронная книга.
НАСТЯ. За крутой подгон – спасибон! То есть… Спасибо за подарок! А госпожа Кракозябра не придёт меня проводить?
БНОПНЯ. Она принимает новых учеников. Сегодня день приезда. Когда освободится, то обязательно вам позвонит по видеосвязи. Вас проводит Ёгрик и Зюквы. И не забудьте ваш портфель.
НАСТЯ. А чё он какой тяжелый-то?
БНОПНЯ. Там гостинцы от вашей бабу… от госпожи Кракозябры.
НАСТЯ. (заглядывая в портфель) Мне столько вкусняшек никогда не съесть. Но я попробую.
БНОПНЯ. (кричит) Зюквы, прошу привести Ёгрика!
Выходит Ёгрик, Настя улыбается ему.
НАСТЯ. Только клянись, что никогда в меня не влюбишься?
ЁГРИК. Торжественно клянусь!
НАСТЯ. Дружба намного лучше всяких сентиментальностей.
ЁГРИК. Как скажешь, подруга.
НАСТЯ. Идём познавать жизнь, друг?! Ты обязательно станешь великим ученым.
ЁГРИК. А ты великой…
НАСТЯ. Великой… не знаю кем. Пока – не знаю! Но обязательно что-нибудь придумаю!
Зюквы сопровождают Настю и Ёгрика к выходу. Видно, что в окно за ними наблюдает госпожа Кракозябра (на ней луч прожектора), но сами они этого не видят.
Конец